Риши Ришабха сказал царевичу:
"Ом! Поклонение Господу Нилакантхе, Возлюбленному Умы, трёхокому и тысячерукому Шамбху, уничтожающему врагов Своей могучей доблестью!
Ныне для твоего блага открою я высшую тайну любого покаяния, обладая которой, будешь ты вечно преуспевать, освобождённый от всех грехов и страданий. Почтив Вездесущего Господа, провозглашаю я сокровенную истину "Шива-кавачи" ради блага и благоденствия всех людей.
Усевшись в священном месте, храня спокойствие, следует созерцать бессмертного Шиву, обуздав все свои чувства и контролируя праны. Следует медитировать на Тончайшего и Бесконечного, поместив Его, Вездесущего и недоступного чувствам, в лотос своего сердца. Освободив себя от оков деяний с помощью постоянной медитации и полного погружения в Высшее Блаженство, с сердцем, всё время сосредоточенным на шестислоговой мантре "Ом намах Шивайя", так защитишь себя "бронею Шивы" ("Шива-кавачей"):
"Да поднимет меня Верховный Господь из тёмного бездонного колодца сансары, и да разрушит Его прославленное Имя мои грехи во всей их совокупности!
От всех страхов, во всех местах, да освободит меня Он, Всеблагой, принимающий любые формы. Тот, Кто меньше наимельчайших и обладает могущественной властью.
Шива, Обладатель Восьми Обликов, поддерживающий Землю и всю Вселенную, да защитит меня от всех болезней, происходящих от земли, и Становящийся Водой – Податель жизни, да устранит все опасности, угрожающие мне от воды.
Да спасёт меня Каларудра, испепеляющий все миры в конце кальпы, танцующий неистовый танец тандава, от всего, чем грозит буйство пожара и ветра.
Четырёхглавый иТрёхокий, сверкающий, подобно золоту и молнии, да охранит меня с востока, и держащий топор, Веду, крюк, петлю, трезубец и чётки в Своих руках, тёмным и блестящим цветом подобный дождевым тучам, да охранит меня с юга.
Поклоняюсь Ему – незапятнанно чистому, как жасмин, луна, раковина и хрусталь, держащему в Своих руках Веду и чётки как символы удовлетворения желаний и бесстрашия, – ради обретения безопасности на западе, и сияющему как сердцевина цветка лотоса – ради обретения безопасности на севере.
Пятиликий Господь, белый и прозрачный, как хрусталь, держащий крюк, петлю, топорик, череп, барабан и трезубец в Своих руках, а также Веды и чётки, обещающие безопасность, да защитит меня сверху.
Молю Господа, увенчанного луной, оберегать мою голову, Пхаланетру – сохранять мой лоб, и Того, Кто уничтожает вожделение, – о защите моих глаз.
Поклоняюсь Вишванатхе, прославленному в Ведах и держащему череп в Своих руках, – да сбережёт Он мои нос, уши и череп в целости и сохранности.
Пятиликий Господь, Чей язык – сами Веды, да защитит Он моё лицо и язык; Синегорлый Господь, что сжимает лук Пинака в Своих руках, да защитит моё горло и кисти моих рук.
Разрушитель жертвоприношения Дакши, Чьи руки суть воплощение самой дхармы, да убережёт мою грудь и руки от всех бед и опасностей.
Да пребудут мои бока, поясница, живот и пупок на попечении Дхурджати, уничтожителя бога любви, Которому гора служит луком.
Предаю мои бёдра, колени и ступни моих ног на милость Того, Кто всемилостив.
В первую стражу дня да будет защитником моим Махеша, во вторую – Вамадева, Трилочана – в третью, и Вришакету – в четвёртую.
Да защитит меня Шашишекхара от всех бед в вечернее время, Гангадхара – в ночное, Гаурипати – на рассвете, и Мритьюньджая – во все времена.
Да будет Шанкара моим защитником под кровом, Стхану – вне крова, Пашупати – в промежутке между тем и этим, и Садашива – во всех местах.
Да будет Тот, о Ком свидетельствуют Веды, моим Спасителем, когда я сижу, Повелитель праматхов – когда я иду, и Верховный Правитель вселенной – когда я отдыхаю.
Да рассеет Нилакантха, грозный недруг Трёх Оплотов Зла (Трипуры), мои страхи и опасности в пути, а также среди непреодолимых горных вершин и ущелий.
Господь Всевластный и Всемогущий да спасёт меня от ужасных когтей диких животных, когда держу свой путь в лесных чащобах.
От всего сердца возношу молитвы Господу Вирабхадре, яростному, как Яма в конце каяъпы, и от Чьего ужасного хохота дрожат миры; да рассеет Он мой страх, когда пересекаю грозный океан могучих врагов.
Поклоняюсь Господу! Да уничтожит Он ужасных военачальников вражеских армий, что собрали для боя четыре рода войск – пехоту, всадников, колесницы и слонов, острым и безжалостным клинком Своего меча.
Сверкающее пламя, испускаемое трезубцем Господа, да испепелит разбойников, и да вселит Его лук Пинака страх в диких зверей – тигров, львов и медведей.
Да защитит Он меня от всех бед, причиной которым служат зловещие сны и дурные знамения, от страданий душевных и телесных и от разнообразных несчастий.
Склоняюсь перед Тем Господом Садашивой, Который – Высшая Истина, Который воплощён в самой форме святых гимнов и священных обрядов, и Который – за пределами любого знания и любой истины, воплощение Брахмы и Рудры, Чьи глаза – солнце, луна и огонь, Чьё тело умащено священным белым пеплом. Кто носит корону и нерукотворные украшения, усеянные алмазами и другими драгоценными камнями, Кто творит, поддерживает и разрушает всю Вселенную, Кто уничтожил жертвоприношение Дакши, о Кого разбиваются приливы времени, Кто один лишь обитает в муладхаре, Кто превосходит все разновидности знания, на Чьей голове неизменно обитает священная Ганга, Кто неотъемлемо присутствует во всех существах, обладает шестью качествами, Кто – истина и сущность философии, через Которого достигаются три варги (дхарма, артха и кама), Кто – Повелитель миров. Чья шея обвита восемью царями змей, и Кто – сама пранава.
Восхищаюсь Им, воплощением Сознания, Чьё проявление – эфир и четыре стороны света, носящим ожерелье из звёзд и планет, незапятнанно чистым, Предшественником всех миров. Высшим Очевидцем всего происходящего во Вселенной и сокровеннейшей Тайной всех Вед, Кто превосходит любую мудрость, дарует исполнение желаний всем Своим преданным и щедро изливает Свою милость на бедных и невежественных.
Молюсь всемилостивому Господу, вечно чистому и всеблагому, свободному от похоти, жадности и печали, лишённому всех недостатков и качеств, свободному от желаний, болезни, эгоизма и привязанности, вездесущему, бесконечному, вечному, неподвластному оковам причин и следствий, в Которого все боли и наслаждения, гордость, власть и тщеславие, страхи и опасности, грехи и страдания погружаются и исчезают навеки.
Почитаю Его, воплощение Чистого Сознания, в Ком уничтожены все сомнения и прекращаются все действия, неподвластного изменению, времени и разрушению, вмещающего в Себя всю полноту бытия, чистого, безмолвного и вечного, Саччидананду (абсолютное Бытие, абсолютное Знание и абсолютное Блаженство), олицетворённую Недосягаемость, Того, Кто весь – Сияние и само Воплощение Сияния, Благодетеля, Лучезарное Видение бесконечно прекрасной Красоты.
О мой Господь! Ты да восторжествуешь! Ты – воплощение Рудры, Раудры и Бхадры. Ты – те Махабхайрава и Калабхайрава. Украшения Твои – ожерелья из черепов, и в руках Своих Ты держишь божественное оружие – кхатвангу, меч, шкуру (чарма), петлю, крюк, барабан, трезубец, лук, стрелу, жезл и другое подобное оружие. О тысячели-кий Господь! Ужасны для взора Твои устрашающие зубы, и смех Твой, подобный грому, содрогает все миры. Серьги Твои, ожерелья и браслеты Твои – змеи. На теле Своём носишь Ты слоновью шкуру. Ты – победитель смерти, разрушитель Троеградия, О трёхокий Господь!
Ты – все-существующий, неотъемлемая Сущность всего. Суть покоя, Ты – Высочайшее Блаженство и Безмолвие. О Шамбху! Воистину Ты – Брахман Вед и Веданты. Ты – вездесущий, древний и вечный. Спаси меня, о мой Господь! Рассей мои страхи перед безвременной кончиной и опасностями, уничтожь врагов моих Своим трезубцем и отсеки их лезвием Твоего меча. Повергни в страх орды веталов, кушманд и подобных им злых демонов и духов Своим луком и стрелами. Спаси меня от падения в яму ужасного ада, сделай меня свободным и бесстрашным – Укрой меня Твоими доспехами и всегда защищай меня. Беден я, слаб, унижен и беспомощен. Всё, что имею, слагаю я к стопам Твоим и предаю себя в руки Твои. Ты – единственная Опора моя и Спаситель мой. О Господь Садашива! Мритыоньджая! Трьямбака! Вновь и вновь да будешь Ты восславлен!"
Ришабха сказал: "Таким образом, раскрыл я тебе высочайшую тайну "Шива-кавачи", наделяющей всеми дарами, удовлетворяющей все желания, которая освобождает от любой боли и страдания.
Во веки веков тот, кто облачён в эту "броню Шивы", Его божественной милостью будет свободен от всех страхов, опасностей и падений. Освобождённый от болезней и преждевременной кончины, наслаждается он долгой жизнью и вечным блаженством.
Эта "броня Шивы" искореняет зло и возносит облачённого в неё к головокружительным высотам покоя и процветания. Благодаря её могущественной силе он, освободившись от всех грехов и препятствий, достигает в конце блаженного места спасения. Поэтому, сын мой, носи то, что дарую я тебе, со всей верой, и тем будешь ты весьма счастлив".
Сута сказал: "Изрёкши это, мудрец Ришабха дал царевичу большую раковину и могучий меч, дабы был он способен мгновенно побеждать своих врагов. Затем он посыпал его тело священным пеплом и коснулся его волшебным прикосновением, от которого царевич почувствовал в себе силу двенадцати тысяч слонов. Обретя подобную силу, могущество и отвагу, царевич засиял, как осеннее солнце!"
Мудрец снова обратился к нему: "Меч, данный мною тебе, очищен с помощью священных мантр, один лишь взгляд на него заставляет врага падать бездыханным. Сама смерть будет устрашена и побежит от тебя без оглядки. Заслышав подобный грому звук этой раковины, враги падут наземь без сознания, бросив своё оружие. Эти два оружия уничтожат армии неприятеля, вдохновляя твоё собственное войско.
Облачённый в "броню Шивы", уничтожишь ты врагов этими двумя видами божественного оружия. Ты завоюешь царство твоих предков и станешь верховным правителем этой земли", – так утешив его и всячески благословив, мудрец Ришабха, принявши причитающиеся ему почести и знаки внимания, удалился".
Такова в священной "Сканда-пуране" Шива-кавача.
Ньясы.
Кара-ньяса (ньяса рук — когда Сила Божества входит в руки) и шаданга-ньяса (ньяса шести частей тела — когда Сила Божества входит во всё тело) — выполняются перед джапой паньчакшара-махамантры Владыки Шивы [ОМ] НАМАХ ШИВАЙА, а также перед совершением Шива-пуджи (в том числе и Линга-пуджи) с использованием этой махамантры.
Кара-ньяса:
1. Мантра: ОМ ОМ АНГУШТХАБХЙАМ НАМАХа. — Действие: соединить большие пальцы рук.
2. Мантра: ОМ НАМ ТАРДЖАНИБХЙАМ НАМАХа. — Действие: соединить указательные пальцы.
3. Мантра: ОМ МАМ МАДХЙАМАБХЙАМ НАМАХа. — Действие: соединить средние пальцы.
4. Мантра: ОМ ШИМ АНАМИКАБХЙАМ НАМАХа. — Действие: соединить безымянные пальцы.
5. Мантра: ОМ ВАМ КАНИШТХИКАБХЙАМ НАМАХа. — Действие: соединить мизинцы.
6. Мантра: ОМ ЙАМ КАРАТАЛА-КАРА-ПРИШТХАБХЙАМ НАМАХа. — Действие: соединить ладони, а затем тыльные стороны кистей рук.
Шаданга-ньяса:
1. Мантра: ОМ ОМ ХРИДАЙАЙА НАМАХа. — Действие: сложенными «бутоном» пятью пальцами правой руки коснуться груди в области сердца.
2. Мантра: ОМ НАМ ШИРАСЕ СВАХА. — Действие: таким же способом коснуться верхней части лба в том месте, где начинают расти волосы.
3. Мантра: ОМ МАМ ШИКХАЙАЙ ВАШАТ. — Действие: оттопыренным большим пальцем правой руки коснуться макушки, держа четыре остальных пальца прижатыми к ладони.
4. Мантра: ОМ ШИМ КАВАЧАЙА ХУМ. — Действие: скрестить руки ниже плеч так, чтобы правая рука была сверху.
5. Мантра: ОМ ВАМ НЕТРА-ТРАЙАЙА ВАУШАТ. — Действие: указательным, средним и безымянным пальцами правой руки коснуться глаз так, чтобы указательный палец коснулся правого глаза, безымянный — левого, а средний — коснулся области Третьего Глаза; большой палец и мизинец при этом должны быть соединены вместе.
6. Мантра: ОМ ЙАМ АСТРАЙА ПХАТ. — Действие: вытянутыми указательным и средним пальцами правой руки ударить, издав щелчкообразный звук, по левой ладони, а затем по тыльной стороне левой кисти. (Совершается для устрашения злых духов.)
Обычно сразу после выполнения этих ньяс следует дхьяна (внутреннее созерцание) — непродолжительная медитация на Образ (Мурти) Владыки Шивы (Лингам или антропоморфное изображение). В данной же пудже дхьяне предшествует магический ритуал диг-бандханы (ограждения сторон), после чего выполняется недолгое безмолвное созерцание Божественного Присутствия в себе самом. Практикующему необходимо помнить, что без осознания себя (своего тела) живым Храмом и Вместилищем Владыки выполнение ньяс (равно как и многих тантрических ритуалов вообще) становится бессмысленным.
Диг-бандхана (ограждение сторон).
Пуджари щёлкает пальцами правой руки по восьми направлениям (начиная с восточного направления) вокруг своей головы, произнося при каждом щелчке защитную мантру: ХУМ ПХАТ. Затем, произнося ту же мантру, он делается щелчок над макушкой и щелчок напротив основания позвоночника. Так садхака защищает себя от возможного нападения злых духов и других существ Тонкого Мира со всех сторон.