Переведено с английского Митусовой Тиной Цигун в большом городе
chi2b.ru, Москва Для Абдул-Кадыра Атаева Школа воинских искусств Абдул-Кадыра «Юнчун-Тарки» yunchun-tarki.ru, Махачкала
Предисловие Данный трактат Васиштха Дханур-веда самхита представляет собой точный перевод оригинала мудреца Васиштхи, которому он был передан через цепочку учителей, восходя к Господу Шиве и Брахме, как описывается в Шукранити, упаведы из Яджур-веды. Полное предание содержит противоречащие материалы с разными значениями и толкованиями. Ранее большая часть указанных здесь знаний, незнакомых современным ученым, являлась обязательной для изучения тем, кто желал добиться выдающихся навыков. Это означало полное следование всем предписаниям и книгам, составленным другими мудрецами, такими как Парашурама, Вишвамитра, Вайшампаяна и Аушанаса, чьи тексты были восстановлены в манускриптах библиотек Тирупати; Непальского дарбара, Азиатского общества, Бомбей; Деканского колледжа и исследовательского института, Пуна; Восточной библиотеки Бароды. Эти основательные и структурные работы расширили детальную исследовательскую базу для оценки традиционного мастерства и основных наук о военном деле, кардинально повлиявших на структуру человеческого общества. Работы содержат познавательную и научную информацию касательно и физических, и мистических областей, начиная от искусства изготовления оружия, включая размеры и качество луков и стрел, методы обучения, техники стрельбы и заканчивая использованием лекарств и заклинаний и основных боевых техник. Я ценю старания мистера Рэя вернуть интерес к наукам прошлого через развитие навыков в стрельбе из лука, что, в действительности, встречается редко, и позволяет их сделать доступными для ученых благодаря искренним и внимательным усилиям. Перевод очень точен, понятен и дополнен пояснениями по терминологии. Б. Р. Мани
Главный археолог,
Археологическая инспекция Индии, Дели Серкл, Нью-Дели
2
Введение Существование Дханур-веды, или науке о стрельбе из лука, можно отследить с давних времен благодаря упоминанию в нескольких источниках древней литературы. Вишну-пурана описывает ее как одну из восемнадцати областей знания, освоенных Бхригу, а Махабхарата упоминает ее сутры наравне с другими ведами. Шукранити описывает ее как упаведу Яджур-веды, которая содержит пять 1 искусств, или практических навыков — применение оружия на различных опорах, разные виды поединков, использование оружия и специальных сигналов для разрушения боевых построений войск, управление лошадьми, слонами, колесницами и т. п. Агнипурана и Самраджья Лакшми Питхика, Шайва-тантра содержат отдельные главы о науке стрельбы из лука и описывают в деталях правильные позиции для стрельбы, способы натягивания лука, размеры лука и т. д. В соответствии с Вишнудхармоттарой, Дханур-веду, или знание о военном деле, представляет Шатакрата (Индра). Существует еще один передатчик Дханур-веды в персонифицированной форме, которому поклонялись как божеству, — он был обнаружен в книге «История Пенджаба» Сиада Мухаммада Латифа (первоначально издано в 1889 г.). Это божество восседает на быке и имеет четыре ноги, восемь рук и три глаза. Его оружием являются лук, меч, молния, диск, шатагхни, булава, копье и боевой топор. Данный перевод основан на книге Васиштха Дханур-веда самхита с бенгальского языка под редакцией Пандита Ишвара Хандры Шастри и Арена Чандры Синха. Книга была опубликована в 1922 году в Маймансингхе, нынешнем Бангладеше. В предисловии к этой книге Шастри ссылается на Брахму как основателе Дханурведы и Господа Махадева, которые донес науку о стрельбе из лука Парашураме. Он также упоминает имена великих мудрецов Вишвамитры и Вайшампаяны в качестве авторов нескольких трактатов по Дханур-веде. В отличие от пуран, Васиштха связывает Дханур-веду и с Яджур-ведой, и с Атхарва-ведой. Помимо объяснения системы обучения лучников, Васиштха Дханур-веда описывает различные виды луков и стрел, процесс их изготовления, разные уровни практики в обучении. А также применение тантрических знаний для достижения успеха на войне, поклонение различным божествам, чтобы одержать победу, применение трав и заклинаний для защиты в бою, конструкция стрел, обязанности царей и командующих армией, тренировка слонов, лошадей.
Упаведа — второстепенные трактаты, не являющиеся ведами.1
3
Дханур-веда самхита Васиштхи, согласно Шри П. С. Чакраварти , не может быть 2 датирована ранее 17 в. н. э., поскольку она упоминает чатрапати, титул, который вошел в обиход только после появления героя маратхов Шиваджи (1630—1680 гг. н. э.). Некоторые стихи трактата совпадают с Самраджья Лакшми Питхика и БрхатШарнгадхара Паддхати . Что подтверждает один общий, более ранний источник. 3 Возможно, это Шива Дханур-веда, который часто цитируется в Васиштха Дханурведе. Версия на санскрите и иллюстрации, представленные в книге, заимствованы из оригинала. По возможности и при необходимости в примечаниях разъясняются термины и другие специализированные слова. Несмотря на мои глубокие усилия, возможно наличие ошибок, и я принимаю на себя ответственность за эти упущения. Пурнима Рэй,
Нью-Дели
Чакраварти П. С., «Искусство войны в древней Индии», Дели, 1990 (переиздание).2 Пант Г. Н., «Стрельба из лука Индии», Нью-Дели, 1978, сс. 331—341.3
4
Содержание Предисловие 2 Введение 3 Методы обучения стрельбе из лука 8 Качества учителя 8 Техника стрельбы 10 Размеры лука 10 Характеристики хорошего лука 11 Запрещенные виды луков 11 Характеристики хорошей тетивы 12 Характеристики стрел 13 Виды наконечников для стрел 13 Применение различных наконечников для стрел 14 Использование яда в наконечниках 14 Нарака, налика и шатагхни 15 Позиции для стрельбы 15 Виды хватов тетивы (гунамусти) 16 Способы прицеливания (дханурмусти сандхана) 16 Натягивание тетивы (вьяйа) 16 Мишени (лакшья) 17 Практика прицеливания 17 Ограничения (анадхияйа) на обучение 18 Стрельба 19 Совершенная стрельба 20 Быстрая стрельба 20 Стрельба на длинную дистанцию 20 Правила для пробивания жестких мишеней 20 Траектория полета стрелы 21 Направление и скорость 21 Правильная скорость 21 Стрельба по прочным объектам 22 Стрельба по изображениям и подсчет очков 22 Стрельба по дереву 22 Стрельба во время движения 23 Техника 23 Прицеливание через звук 23 Возвратная стрела 23 Виды оружия 24 Очищение оружия с помощью духовных гимнов 25 Пашупатастра 25 Применение лекарств при стрельбе из лука 26 Использование поста (упаваша) 27 Боевые техники 27 Медитация и тихая молитва Господу Рудре 27 Боевые техники с использованием астрологии 30 Вьюха: размещение армии на поле битвы 31 Построение боевого порядка 32 Боевой порядок «посох» 32 Боевой порядок «повозка» для отражения опасности сзади 32 Боевой порядок «муравей» при фронтальной атаке 32 Тренировка армии 33
5
Пехота 33 Тренировка лошадей 34 Тренировка слонов 34 Колесницы 34 Выбор главнокомандующего 34 Тренировки и обучение 35 Кого разрешается и не разрешается убивать 35
6
Васиштха Дханур-веда самхита
1. Однажды царь Вишвамитра , желающий одержать победу, пришел 4 к королевскому мудрецу Васиштхе, поприветствовал его и затем сказал: «О, почтимый господин! Я прошу тебя научить меня, покорного брамина и ученика, науке стрельбы из лука для уничтожения врагов». «О, царь Вишвамитра», — сказал святой брахман Васиштха, — «Послушай, что я скажу. Для благополучия и защиты брахманов, отшельников, Вед и коров, я собираюсь поведать тебе секрет искусства и знание Дханур-веды (стрельбы 5 из лука), которое Парашурама получил от Господа Шивы. Она получила такой же 6 статус, как и Яджур-веда и Атхарва-веда. Я передам знания таким же способом, как их говорил Бхаргаве (Парашураме) Господь Шива. Слушай же внимательно! 2. Полная Дханур-веда была разделена на четыре части: первая часть дает наставления об общих принципах, вторая содержит правила оценки, третья описывает способы стрельбы из лука, а четвертая рассказывает о целях применения оружия . 7 3. Из уважения к требованиям Дханур-веды он сказал, что наставником по стрельбе из лука всегда должен быть брахман. Но другие две касты имеют равные 8 права на использование знания на поле битвы. Шудры также имеют право изучать 9 стрельбу из лука для охоты.
Вишвамитра, знаменитый мудрец, изначально был кшатрием, царем Каньякубхи и сыном Гадхи. Однажды 4 он пытался насильственно отобрать у Васиштхи корову изобилия, Камадхену, но не преуспел. Тогда он отправился в Гималаи и посвятил себя наиболее суровым аскезам, чтобы добиться духовного паритета со своим врагом мудрецом Васиштхой, после чего получил звания раджариши, риши, махариши и брахмариши. В конечном итоге произошло примирение, и Вишвамитра признал Васиштху и выказал ему почтение. Шри Е. Д. Калкарни в своей статье «Дханур-веда и ее вклад в лексикографию» (Бюллетень Деканского 5 колледжа и исследовательского института, т. 3, 1952) упоминает количество трактатов по Дханур-веде: Дханурведа Васиштхи (опубликована), Дханур-веда Вишвамитра (манускрипты, принадлежащие Библиотеке Тирупати, № 7493b), Дханур-веда Джамадагния, Дханур-веда Аусанасы, Дханур-веда Вайшампаяны, Вирачинтамани из Шарндагхары (напечатана в Шарндагхарападдхати). Дханур-веда соотносится с Шивой (манускрипты, принадлежащие Дарбарской библиотеке, Непал, № 557), Дханур-веда пракарана (Вирешвариям) Викрамадитьи (манускрипт принадлежит Дарбарской библиотеке, Непал, № 2(82), Кодандамандана (Бомбейский филиал Королевского азиатского общества), Кодандашастра Дилипабхубхарата (коллекция Деканского колледжа и исследовательского института; Дарбарская библиотека, Непал, и Восточная библиотека, Барода). Дханурвидьядипика, Дханурвидьярамбхапрайога, Дханурведачинтамани Нарасимхи Бхатты. Ишанасамхита, Кодандачатурбхуха, Сарасамграха, Самграмавидхи (Дарбарская библиотека, Непал). Сын Джамадагни и шестой аватар Вишну, он был типичным брахманом, и его история олицетворяет 6 конфликт между брахманами и кшатриями. Он получил небесный лук под названием Дхануши Господа Вишну от своего отца. Духовные силы Парашурамы уменьшились, когда Господь Рама натянул его лук Дхануши. Все имеющиеся трактаты по Дханур-веде подтверждают, что вся военная наука содержится в Дханур-веде, 7 а не только стрельба из лука. Остальные две касты представляют собой кшатриев (правителей или людей, принадлежащих в правящему 8 классу) и вайшей (класс, включающий торговцев и земледельцев, в соответствии с системой четырех социальных групп). Риг-веда (X, 90.12) говорит: «Брахманы были его ртом (Пуруши); раджанья был сделан его руками; человек, 9 называемый вайшья, был его бедрами; а шудра происходит из его стоп». Агнипурана (т. 2, гл. 249) считает, что обучаться Дханур-веде могут по праву рождения только два класса общества, а именно брахманы и кшатрии. Шудрам разрешено становиться солдатами только в периоды опасности и на мероприятиях для поддержания общей боевой подготовки с помощью регулярных тренировок и практики.
7
4. Существует четыре вида оружия: мукта , амукта , муктамукта 10 11 12 и янтрамукта . 13 5. Целью изучения стрельбы из лука является защита добродетельных людей от злодеев, грабителей и воров, а также для обороны и защиты подданных. 6. Подобно тому, как лесные животные сторонятся логова льва, также и враги держатся вдали от города, где находится хоть один великий лучник. Методы обучения стрельбе из лука 7. Ачарья, наставник, обучает науке стрельбы из лука только тех брахманов, которые успешно прошли испытания, и никогда не передает знание жадным, неблагодарным и глупым людям. 8. Брахманы (люди знания), кшатрии (воины), вайшьи (торговцы) и шудры (рабочий класс) должны обучаться владеть луком, мечом, копьем и булавой соответственно. 9. Семь видов боя руками следующие: дхана (лук), чакра (метательный диск), 14 кунта (копье), кхадха (сабля), чурика (кинжал), гада (булава) и борьба на руках. Качества учителя 10. Владеющий всеми семью видами оружия (саптаюддха), имеет право обучать искусству ведения войны и может стать ачарьей. Освоивший четыре вида оружия является бхаргавой . Тот, кто знает два вида оружия является йодхой (воином) 15 и знающий только один вид оружия именуется ганакой, (астрологом). 11. Идеальным периодом для обучения и получения знаний в стрельбе из лука является присутствие следующих десяти звезд: Хаста , Пунарвашу , Пушья , 16 17 18
Диск и другое оружие, которое метают при помощи руки.10 Категория оружия, которая не используется отдельно от тела, например, сабля.11 Оружие, которое иногда используется отдельно от тела, а иногда — нет, например, копье.12 Оружие, приходящееся в действие с помощью машин, например, ядра катапульты и т. п.13 Веды, Пураны и эпосы упоминают также другие виды оружия, а именно: меч, дротик, боевой топор, 14 боевой нож, метательное кольцо, аркан, сатагхни (метательное оружие в шипами) и др. Бхаргава — звание, означающее брахманическое происхождение, обычно используемое на территории 15 Пенджаба и Уттар Прадеша. Поэтому сложно точно сказать, произошло ли это название от мудреца Бхригу или от учителя, обладающего знаниями в четырех видах боя. Хаста — тринадцатое лунное созвездие, отождествляемое иногда с частью созвездия Ворон. Оно имеет 16 форму руки, управляющим божеством является Савитар. Пунарвашу — седьмое лунное созвездие, имеющее форму дома, управляющим божеством которого 17 является Адити. Пушья — восьмое лунное созвездие в форме наконечника стрелы. Управляющим божеством является 18 Брхаспати.
8
Рохини , Уттарапхальгуни , Уттарбхадрапада , Уттарашада , Анурадха , 19 20 21 22 23 Ашвини , Ревати . 24 25 12. Изучение стрельбы из лука также проходит успешно, когда луна находится в знаке Зодиака, соответствующем гороскопу ученика, или в третьем, шестом, седьмом, десятом и одиннадцатом доме. 13. Обучение стрельбе из лука на третий, пятый, седьмой, десятый, двенадцатый и тринадцатый от новолуния и полнолуния являются наиболее благоприятными. 14. Хорошие результаты приносит начало обучения стрельбе из лука в один из следующих дней — воскресенье, пятница и четверг. 15. Чтобы начать обучение, ачарье следует совершить подношения божествам, а также провести жертвоприношение огню, когда предлагается очищенное масло, сопровождаемое исполнением духовных гимнов. 16. Ученику следует накормить браминов и девушек, а также послужить аскетам и йогам, которые являются ревностными преданными Господа Шивы. 17. После этого ученик совершает служение своему учителю, предлагая ему еду, одежду и украшения, и надевая на него цветочные гирлянды. 18. Ученику следует держать пост, и, надев шкуру оленя, со сложенными перед собой руками попросить учителя принять его на обучение стрельбе из лука. 19. Затем учителю, для того чтобы разрушить препятствия и грехи своего ученика и обеспечить ему успех, следует коснуться различных частей его тела, произнося молитвы, следуя наставлениям Господа Шивы . 26 20. После этого учитель возносит молитвы Господу Махадеву , призывая его 27 восседать на макушке головы ученика или в области нёба, Господа Кришну — на его руках, Господа Брахму — в области пупка, и Господа Ганешу — на его бедрах. 21. Следующие мантры воспеваются четырем божествам во время касаний соответствующих частей тела:
Родини — четвертое лунное созвездие, отождествляемый с дочерью Дакши и любимой жены бога Луны. 19 Она называется Родини благодаря цвету самой яркой звезды этого созвездия Альдебаран. Имеет форму повозки, управляющим божеством является Праджапати. Уттарапхальгуни — двенадцатое лунное созвездие. Имеет форму хижины, управляющее божество — 20 Бхагат. Уттарабхадрапада — 27 лунное созвездие, управляющее божество — Ахирбудхнья.21 Уттарашада — 21 лунное созвездие, управляющее божество — Вишведевах.22 Анурадха — 17 лунное лунное созвездие, ведущее божество — Митра.23 Ашвини — сейчас первая накшатра. Ведущее ведическое божество — Ашвинау.24 Ревати — 28 лунное созвездие, управляющее ведическое божество — Пушан.25 Возможно, речь идет о мантрах, переданных либо в «Шива Дханур-веде» или в Агама-шастрах.26 Махадев — одно из имен Шивы.27
9
Ом хрим, Шри Шанкара — призвание Господа Шивы на нёбо,
28 Ом хрим, Кешава — призвание Господа Кришны на руки,
Ом хрим, Шри Брахма — на область пупка,
Ом хрим, Шри Ганеша — на бедра,
— приветствия для каждого из них. 22. Считается, что прикосновения в различным частям тела с произнесением священных гимнов очень благоприятно и предотвращает от зла любого завистника. 23. Учитель может вручить лук своему ученику только после очищения его с помощью гимнов, упомянутых в Дханур-веде, а также с помощью священных гимнов «Кандат кандат ». 29 Техника стрельбы 24-25. Сначала ученику следует научиться пробивать цветок с помощью стрелы с тупым наконечником, затем он может учиться попадать в рыбу остроконечной стрелой. Существует три способа поражения цели, с помощью этих способов возможно определить мишень и поразить ее. 26. Если во время стрельбы в живую мишень стрела падает с восточной стороны после пронизывания мишени, воин станет счастливым победителем. 27-28. Когда стрела падает с южной стороны, это приносит неудачу лучнику, а также это может означать, что ему придется уйти в дальние страны. Когда стрела падает с западной стороны, это сулит лучнику хороший урожай и богатство. Лучник достигнет успеха во всех начинаниях, если она падает с северной стороны. Если она падает на северо-восток, это сулит недоброе, но если стрела падает в противоположном направлении или месте, это приносит счастье и удачу в любом деле. 29. Следует стрелять в мишени всех трех вышеуказанных видов в сопровождении звуков раковин и ударов барабанов. После этого ученику следует положить лук и стрелы к стопам учителя и совершить ему земной поклон. (Ученик может забрать лук и стрелы только после передачи даров, гурудакшины, своему учителю). Размеры лука 30. Существует два типа лука — «яугика » и «юддха чапа ». Наиболее 30 31 подходящим является лук, сила натяжения которого немного меньше силы стрелка.
Ом — символ союза трех божеств. Это самый высший символ божественного и инструмент для 28 реализации. Повторение и медитация на «Ом» помогает устранить все препятствия и пробуждает новые уровни сознания (Йога-сутра I-29). «Кандат кандати пророханти» — упоминается в Яджур-веде, глава 13, гимн 20.29 Яугика, или составной лук, делается из рога, дерева и сухожилий и главным образом используется для 30 обучения. Юддха чапа — боевой лук.31
10
31-32. Лучник важнее лука . Если лучник использует неудобный лук, но не может 32 хорошо прицеливаться и попадать в цель. Поэтому размер хорошего лука должен соответствовать силе лучника. Длина обычного человеческого лука всегда должна быть меньше, чем длина божественных луков. 33. Лук длиной в пять с половиной локтей считается самым лучшим. Такой тип великолепного и лучшего из луков принадлежал Господу Махадеву. 34. Наиболее удачным и подходящим для обычного человека является такой лук, длина которого составляет четыре хасты. Двадцать четыре ангулы (пальца) составляют одну хасту (локоть), а четыре хасты равны одному луку. Характеристики хорошего лука 35. Лук, имеющий нечетное количество звеньев, в количестве трех, пяти, семи и девяти всегда считается наиболее подходящим. 36. Лук, имеющий четыре, шесть или даже восемь соединений, считается непригодным. 37. В соответствии с некоторыми источниками длина лука должна составлять девять вивасти (4,5 локтя). 33 Запрещенные виды луков 38. Нельзя использовать лук, если он слишком старый или хрупкий, или если он сделан из невыдержанного и незрелого бамбука или тростника, или использовался кем-то из предков. Необходимо избегать обожженного или имеющего отверстия лука. 39. Лука без тетивы или лука с неподходящей тетивой необходимо избегать. Из-за дефектов ствола лука могут появиться трещины на шейке или в его нижней части. Такой лук не стоит использовать. 40. Лук, сделанный из незрелого бамбука, может легко сломаться. Лук, сделанный из очень сухого бамбука, не обладает необходимой гибкостью. Поэтому такие луки считаются низкого качества. И, еще раз, луки, которые принадлежали семейным предкам, никогда не должны использоваться, так как могут стать причиной споров среди друзей и родственников . 34 41. Использование обожженного лука или лука с трещинами может привести к пожару в доме или поражению в битве. 42. Если лук имеет низкое качество, существует высокая вероятность, что он сломается во время натягивания тетивы. Совершенная стрельба невозможна, когда лук слишком перетянут тетивой.
Имеется в виду, что не стоит стремиться даже к очень хорошему луку, если он не подходит лучнику, нужно 32 отталкиваться от параметров лучника и подбирать лук под него. Вивасти — расстояние между запястьем и кончиком пальца, оно равно 12 ангулам (пальцам) или 9 дюймам.33 Из-за зависти и ревности.34
11
43. Если на шейке или в нижней части лука имеются дефекты, это приводит к потере богатства. Лук, который не содержит подобных недостатков, считается подходящим для любых целей. 44. Божественный лук Сарнга — великое оружие Господа Вишну. Его длина 35 составляет семь витасти, и он был создан Вишвакармой . 36 45. Ни на небесах, ни на земле, ни в аду никто, кроме Господа Вишну, не способен обрести контроль над луком Сарнга. 46. Человек изготавливал луки длиной шесть с половиной витасти. Они очень прочны и подходят для любых целей. 47. Луки типа сарнга хорошо подходят для кавалерии и воинов на слонах, но для колесницы и пехоты наиболее приемлемы луки, изготовленные из бамбука. 48. «Послушай, о, Вишвамитра! Луки изготавливают из трех видов материалов — железа, рога и дерева». 49. Золото, серебро, медь и сталь применяются для создания лука сарнга. Лук сарнга изготавливается из рога буйвола или оленя. Олень шарабха обитает в Кашмире. Он представляет имеет восемь оно, у него огромные рога, и своими размерами напоминает верблюда. Деревья, пригодные для изготовления луков: сандал, тростник, сала , дханвана , какубха , салмали , сегаун , бамбук и 37 38 39 40 41 анджана. Характеристики хорошей тетивы 50-51. Хорошая тетива изготавливается из шелковых нитей, которые скручены вместе до толщины мизинца, и ее длина соответствует размерам лука. Тетива должна быть чистой, гладкой и без узелков. Три нити перекручиваются таким образом, чтобы они не оказались ни слишком толстыми, ни слишком скользкими, и их толщина соответствовала ширине мизинца. Тетива должна выдерживать нагрузку во время битвы. 52. При отсутствии шелковых нитей тетива может быть изготовлена из сухожилий оленя, буйвола или быка. 53. Шкуру только что убитой коровы или козла очищают от шерсти и разрезают на нити. Тетива, изготовленная из такой нити, считается самой лучшей.42
Лук cарнга делается из рога буйвола и оленя.35 Талантливый архитектор и художник из небесного мира.36 Vatica Robusta (ценная порода дерева).37 Вид копеечника.38 Pentapera Arjuna.39 Шерстяное дерево.40 Тиковое дерево.41 Еще один вид материала для тетивы.42
12
54. Внешняя кора полностью созревшего бамбука не подходит для изготовления тетивы, если только она не скручена с шелковой нитью. Сделанная таким образом тетива является очень надежной, прочной и способна выдержать все виды нагрузок и натяжений. 55. С наступлением месяца бхадра , когда созревает кора дерева арка , из нее 43 44 можно извлекать тонкие волокна для изготовления хорошей тетивы для лука. Она также будет очень прочной. Характеристики стрел 56. Стрелы не должны быть ни очень толстыми, ни очень тонкими. Их нельзя изготавливать из незрелого бамбука или растений, выращенных на неплодородной земле. 57. Следует делать стрелы из созревшего бледно-желтоватого тростника и камыша , без соединительных узлов. Они не должны быть хрупкими 45 и расщепляться. 58. «О, Вишвамитра! Сын Гадхи! Подходящий сезон для заготовки тростника для стрел — это осень». 59. Подходящим является камыш с круглыми и жесткими стеблями, который вырос в благоприятном месте . Длина стрел должна составлять два локтя или пять ангул. 46 По ширине они должны быть равны толщине мизинца. Изогнутая стрела может быть выпрямлена с помощью специальной машины. 60. Для оперения стрелы превосходно подходят перья ворона, лебедя, ястреба, 47 журавля, павлина, скопы, грифа. 61. Длина этих перьев должна составлять шесть ангул (пять дюймов), но для стрел, которые используются для лука сарнга из рога, рекомендуется использовать перья в десять ангул (восемь дюймов). Необходимо их сильно стянуть сухожилиями и нитями, по четыре пера на каждую тростниковую стрелу. 62-63. Стрелы можно разделить на три категории: женские, мужские и средние. Стрелы, более тяжелые в передней части, являются женскими, штри; более тяжелые к конечной части — мужскими, пуруша; и с равномерно распределенным весом по всей длине называются напумсака (слабые). Стрелы напумсака хорошо подходят для обучения стрельбе из лука, женский тип стрел более быстрый, а мужской тип — способен пробивать объекты с большого расстояния. Виды наконечников для стрел
Шестой месяц лунного индуистского календаря Шака эры.43 Calotropis gigantea.44 Высокие, прямые стебли в запруженной воде или на болотах.45 Благоприятный — в смысле в солнечном и плодородном месте.46 Оперение стрел представляет собой приклеивание или привязывание перьев к древку. Это позволяет 47 сделать полет стрелы стабильным.
13
64—65. Форма наконечников сильно варьируется в зависимости от местности. Согласно Дханур-веде существуют следующие виды: арамукха , кшурапра , 48 49 гопукча , ардхакандра , шусимукха , бхалла , ватсаданта , двибхалла , 50 51 52 53 54 55 карника , какатунда и многие другие. 56 57 Применение различных наконечников для стрел 66. Наконечник арамукха способен проходить сквозь кожу. Кшурапра главным образом используется для того, чтобы подрезать стрелы врага или поражать его руку. Гопукча подходит для общих целей. Стрела ардхакандра способна пронзить насквозь голову, шею и лук врага. Шусимукха может пробивать броню противника. Бхалла поражает сердце врага, а ватсаданта используется для разрыва тетивы. Двибхалла используется для остановки вражеских стрел, карника необходима, чтобы сломать стрелу из железа (нараку), и какатунда способна пробить любой пробиваемый объект. 67. Существуют различные виды наконечников гопукча, которые сделаны из сухого дерева и на кончике имеют шип длиной в три ангулы. 68. Также можно сделать гопукчу из металлического шипа, расположив его вместо наконечника. Такая стрела может быть использована для прицеливания и обучения в стрельбе из лука. Использование яда в наконечниках 69. Когда белый тростник меняет свой цвет с белого на желтый, напитываясь дождливыми водами в день свати накшатра, его корень становится ядовитым. Использование этого корня в наконечниках стрел становится смертельным для врагов. Самый легкий способ обнаружить это растение — оно всегда колышется, даже когда не дует ветер. 70. Техника нанесения яда на наконечники стрел называется фалапаянам. Она выполняется с помощью нанесения пасты из определенных растений на наконечник или древко стрелы. Подобные ядовитые стрелы способны пронзать даже непробиваемую броню врага.
Арамукха, или зубчатый наконечник, буквально означает «как шило».48 Кшурапра: подобно лезвию бритвы.49 Гопукча: как хвост коровы.50 Ардхакандра: форма полумесяца.51 Шусимукха: форма иглы.52 Бхалла: форма копья.53 Ватсаданта: зубы теленка.54 Двибхалла: с двумя зубцами.55 Карника: лепесток цветка.56 Какатунда: клюв ворона.57
14
71-72. Кору длинного перца припали вместе с саиндхайа (каменной солью) и куштха необходимо смешать с мочой коровы. Данную пасту необходимо нанести 58 на наконечник стрелы и затем нагреть на огне, пока она не станет голубой как шея павлина, и после этого промыть водой. Такие стрелы обладают ядовитым эффектом и способны поражать даже очень сильного врага. Нарака, налика и шатагхни 73. Нарака — это название типа стрел, которые целиком сделаны из железа. К нараке прикрепляется пять больших перьев. Это очень прочный тип древка, и только сильные и опытные лучники способны его использовать. 74. Налика — это стрелы, которыми стреляют через специальные трубковидные виды оружия. Такими стрелами можно стрелять на большом расстоянии с высокого места, и они особенно эффективны при осаде. 75. Для того чтобы защитить царство от вторжения врагов, необходимо на входе в крепость разместить шатагхни . Также необходимо держать в готовности 59 пушечные ядра и другие виды оружия. Позиции для стрельбы 76. Во время стрельбы из лука для лучника предписаны восемь положений в стоячей позиции. Также существует пять видов захвата тетивы и пять способов ее натягивания. 77. Когда левая нога согнута назад, а правая вытянута на расстоянии двух локтей, такая позиция лучника называется пратьалидхам. Она крайне необходима при стрельбе по дальним мишеням. 78. В положении алидхам правая нога согнута назад, а левая вытянута, но расстояние между ногами не составляет более двух локтей. 79. Лучник соединяет бедра вместе, а ноги расставляет на расстоянии локтя. Такая позиция называется вишакха, и она необходима для стрельбы по трудным мишеням. 80. Когда лучник в стоячем положении сильно вытягивается вверх без единого движения, с натянутыми бедрами, лодыжками и икрами, тогда такое положение называется самапада. Но если левая нога оставлена на расстоянии одного локтя, а тело слегка наклонено вперед, такая позиция называется вишамапада. 81. Позиция, в которой обе ноги согнуты в коленях, почти касаясь земли, называется дардур акрамам. Эта поза полезна для поражения прочных объектов. 82. Позиция, когда левое колено опирается на землю, а правая нога согнута в колене и находится впереди, называется гарудакраман.
Saussurea lappa.58 Огромные катапульты.59
15
83. Позиция падмасана необходима только для тренировке в стрельбе. В ней опытные лучники целятся в мишень, сидя со скрещенными ногами. Виды хватов тетивы (гунамусти) 84. Существует пять видов гунамусти: патака (флаг), ваджрамусти (удар грома), симхакарна (ухо льва), матсари (рыба) и какатунди (клюв ворона). Каждый из них необходимо применять в соответствующих случаях. 85. В патаке стрелу зажимают большим пальцем, а указательный палец обхватывает тетиву. Такой хват применяют для стрел налика и тростниковыми стрелами. 86. Когда большой палец располагается между указательным и средним пальцами, а тетива удерживается как часть кулака, такая позиция называется ваджрамусти. Ее желательно использовать для толстых стрел и нарака (стрел, полностью сделанных из железа). 87. Когда тетива удерживается с помощью большого пальца, помещенного на среднюю часть согнутого указательного пальца, такой хват называется симхакарна. Он применяется для поражения твердых объектов. 88. В хвате матсари тетива удерживается с помощью указательного пальца, помещенного на плоскость ногтя большого пальца. Этот хват применяется для точного попадания в точку, нанесенную на мишени (читралаксья). 89. Когда кончик указательного пальца плотно прилегает к кончику большого пальца для удержания тетивы, такой хват называется какатунди. Он эффективен для поражения тонких объектов. Способы прицеливания (дханурмусти сандхана) 90. Сандхана, или натягивание тетивы лука, может быть совершена тремя способами: адхасандхана , урдхасандхана и самасандхана . Каждый из трех 60 61 62 способов применяют в соответствующих случаях. 91. Адхасандхана предназначена для стрельбы на дальних дистанциях, самасандхана — для поражения статичных мишеней и урдхасандхана помогает пробивать жесткие объекты. Натягивание тетивы (вьяйа)
В адхасандахане лук направляют ниже тела.60 В позиции для стрельбы урдхасандхана лук направляют выше тела.61 В самасандхане лук держат параллельно.62
16
92. Когда тетива натягивается до линии волос, это кайсика, когда натягивается до лба — сатвика, и ватсакарна, когда ее тянут до уха. Если ее тянут до шеи, это бхарата. 93. Когда тетиву дотягивают до плеча, это называется скандха. Таким образом мастера стрельбы из лука определили пять видов натягивания тетивы. Для упражнения в стрельбе из лука (читраюддха) следует применять позицию кайсика. Когда мишень находится низко, тогда применяют сатвику. В то время как ватсакарна и бхарата применяются для поражения прочных мишеней, скандха помогает поражать цели на дальней дистанции. Мишени (лакшья) 95. Лакшья, или мишени, подразделены на четыре вида — стхира, статичные, сакала, движущиеся, калакала и дваякала. 96. Сначала лучнику следует стрелять из статичной стойки по неподвижным мишеням, а затем, когда он становится способным попадать в объекты тремя различными способами, только тогда он становится стхирабедхи (опытным лучником в стрельбе по неподвижным мишеням). 97. Когда лучник из неподвижной позиции способен поражать движущиеся мишени под руководством своего наставника, он считается калабедхи. 98. Когда лучник находится в движении и стремится поразить статичную мишень, это называется калакала и считается сложной. Когда и стрелок, и его мишень оба находятся в движении, и он поражает цель, это называется дваякала. Этому возможно научиться только благодаря упорному труду и практике. 99. Благодаря упорству и практике можно овладеть совершенной и быстрой стрельбой. 100. Лучник становится успешным читрайодхи и способен выигрывать битвы только через усердие. Чтобы стать совершенным лучником, необходимо практиковать стрельбу только под руководством наставника. Практика прицеливания 1. Лучник, который начинает практиковать стрельбу из лука левой рукой, очень быстро достигает успеха в этом искусстве. 2. Когда занятия с левой рукой становятся успешными, необходимо начать тренироваться на правой руке. После этого он может использовать обе руки для стрельбы нарака и железными стрелами.
17
3. Когда лучник овладевает правой рукой, следует снова вернуться к упражнениям с левой рукой. Воину на колеснице в особенности следует практиковать движение кайсика в позиции вишамапада или вишакха. 4. Когда лучник практикует на рассвете, ему следует ставить мишени в западном направлении, а во второй половине дня — в восточном . 63 5. Для противодействия встречным стрелам необходимо тренироваться в северном направлении и не следует стрелять в южном за исключением военного времени. 6. Попадание в мишень, находящейся на расстоянии 60 дхану (240 локтей), 64 считается наилучшей. На расстоянии 40 дхану (160 локтей) — средней сложности, а если она расположена только на 20 дхану (80 локтей), такая дистанция является простейшей. 7. Для нарака наилучшей из достигаемых мишеней является та, что расположена 65 на расстоянии 60 дхану (240 локтей). На расстоянии 40 дхану (160 локтей) — средней сложности, а на расстоянии 16 дхану (64 локтей) — начального уровня. 8. Человек становится опытным лучником, если способен выпускать около четыреста стрел в день от восхода до заката. 9. Если воин способен выполнить триста выстрелов в день, он считается средним лучником, а тот, кто способен сделать только двести выстрелов — начального уровня. Мишени необходимо размещать на верхней части подставки в форме полумесяца (или деревянного круга). 10. Лучшим лучником является тот, кто способен поразить верхнюю часть этой мишени; кто попадает в центральную часть, является средним стрелком, а попадающий в нижнюю часть относится к низшей категории. Ограничения (анадхияйа) на обучение 11. Необходимо воздерживаться от уроков по стрельбе из лука на аштами (восьмой день после новолуния и полнолуния), амавашья (новолуние) и чатурдаши (четырнадцатый день лунного календаря). Даже середина дня на полнолуние является неблагоприятной. 12. В периоды бедствий и несчастий, а также в грозовые дни следует прекратить обучение стрельбе из лука, если лучник не способен поразить мишень с первого раза.
Для того чтобы солнце располагалось либо сзади, либо справа.63 Дхану — единица измерения, равная 4 хастам или локтям.64 Стрела, целиком состоящая из железа.65
18
13. Периоды, когда солнце находится в любом положении между Анурадха (семнадцатой звездой) и Мргашира (шестнадцатой звездой), являются неблагоприятными. 14. Если на рассвете раздается гром, такое время является неблагоприятным, и следует воздержаться от обучения стрельбе из лука в данные часы. 15—16. Мудрому лучнику следует воздержаться от обучения, если он увидел змею, или если во время занятий ломается лук. Также опытные лучники останавливают тренировки, если рвется тетива при пуске первой стрелы. Стрельба 17. Далее описывается процесс, связанный непосредственно с пуском стрел. Человек, сведущий в данной науке, без сомнения достигает успеха в прицеливании. 18. Прежде всего, необходимо затянуть тетиву на одной из двух выемок лука, и только после принятия позиции можно положить руку на стрелы. 66 19. Сначала необходимо поднять лук левой рукой и затем вставить стрелу в тетиву. 20. До начала стрельбы лучнику следует оказать почтение Мне (Господу Шиве), Господу Ганеше, наставнику, а также луку и стрелам. 21. Лучнику следует получить разрешение от учителя для совершения выстрела, и в это время необходимо вдыхать глубоко и внимательно. 22. Если человек желает стать искусным лучником, ему необходимо выполнять пранаяма-йогу. Она совершается следующим способом: медленный вдох в легкие (пурака), короткая задержка дыхания (кумбхака) и затем медленный выдох из легких (речака). 23. Натягиванию тетивы и пуску стрел можно научиться в течение шести месяцев и одного года соотвественно. Однако обучиться стрельбе железными стрелами нарака возможно только по милости Господа Шивы. 24. Если лучник хочет добиться успеха, ему следует удерживать стрелу мягко, как цветок, а лук натягивать с такой силой, как будто убивая змею. Как обычный человек всегда стремится только к достижению материального благополучия, так и стрела всегда должна быть обращена к своей цели.
Имеются в виду различные позиции стоя и сидя для стрельбы из лука. Васиштха Дханур-веда самхита, 66 Брхат Шарнгадхара Паддхати упоминает восемь позиций: самопада, вишамапада, вишакха, алидха, пратьялидха, дардуракрама, гарудакрама, падмасана. В Агнипуране перечисляется десять позиций, добавляя мандалу и дандайату к перечню Дханур-веды. «Самражья Лакшми Питхика», Агама-шастра, упоминает следующие пять позиций: алидха, пратьялидха, вишакха, дардура и гаруда.
19
25. В то время как ачарья придает большое значение самому действию, целью бхаргавы является пустить стрелу на максимально большое расстояние. Короли 67 всегда стремятся пробить прочные мишени, а простые люди концентрируются только на попадании в мишень. 26. Лучник доволен результатом, когда выпущенная им стрела поражает мишень, поэтому стрельба маленькими стрелами предпочтительнее. Совершенная стрельба 27. Успешный выстрел получается тогда, когда лучник использует стрелы гопукча в стойке вишакха, удерживая тетиву хватом симхакарна и натягивая лук способом самасандхана. 28. Тетиву следует натягивать в положении кайсика. Верхнюю и нижнюю части тела необходимо вытянуть в прямую линию, два плеча также следует выровнять, и ни руки, ни голова не должны двигаться. 29. Взгляд также должен быть неподвижным, он должен быть сфокусирован на мишени, которая перекрывается мусти, хватом руки на луке, и помещается по линии стрелы. 30. Лучник должен полностью сконцентрировать свой ум на объекте, только тогда он не промахивается ни при каких условиях и всегда попадает в цель. Быстрая стрельба 31. Лучник становится скорым стрелком, когда ежедневно практикует, как быстро вынуть стрелу из колчана, вставить ее в тетиву и выстрелить настолько быстро, насколько это возможно. Стрельба на длинную дистанцию 32. Стрелы женского типа штри, выпущенные в позиции патака, летят на большие расстояния. Правила для пробивания жестких мишеней 32—33. Когда лучник стоит в позиции пратьялидха, натягивая лук способом адхахшандхана, или сидит в позиции дардуракрама и натягивает лук в положении урдхвашандхана, он способен пронзить твердые объекты. Для того чтобы пробивать твердые мишени, лучнику также рекомендуется натягивать лук способом скандха и выпускать мужской тип стрелы пуруша, удерживая тетиву хватом ваджрамусти.
Бхаргава — это название брахманического рода, большей частью распространенного в Пенджабе и Уттар 67 Прадеше. Сложно точно сказать, произошло ли это имя от мудреца Бхргу или от звания учителя, искусного в четырех видах военного дела.
20
Траектория полета стрелы 34. Согласно знанию мастеров существует три совершенных способа полета стрелы: шучимукха (как игла), матсьяпукча (хвост рыбы) и бхрамари (как пчела). 35. Если у стрелы отсутствует оперение, а также если оперение видно во время полета, тогда стрела движется способом шучимукха . 68 36. Если стрела выпущена из жесткого и тугого лука без сильного натяжения, она летит по траектории зигзага, или матсьяпукча. 37. Согласно Шива Дханур-веде, если выпущенная стрела летит по спиральной траектории, такое движение называется бхрамари. Направление и скорость 38. В зависимости от направления пуска стрелы она может отклоняться в четырех направлениях — влево, вправо, вверх и вниз. 39. Если тетива колеблется, когда в нее вставляют стрелу, лучник не сможет поразить мишень, и стрела может отклониться влево. 40. Если стрела удерживается слишком слабо, она не может лететь по прямой и уходит вправо. 41. Лук необходимо удерживать в позиции урдхвашандхана, то есть над головой, в то время как стрелу следует тянуть вниз. Таким образом стрела несомненно способна попасть с цель и пронзить ее. 42. Если во время выстрела тетиву держать выше, а лук — ниже линии мишени, тогда скорость стрелы уменьшается. Правильная скорость 43. Когда мишень, передний конец стрелы и взгляд лучника находятся на одной линии или на одинаковых параллельных линиях, тогда стреле предназначено попасть в цель. 44. Стрела, выпущенная из безупречного лука с беззвучной тетивой, способна пронзить даже самые прочные мишени. 45. Если стрелу с хорошим оперением или украшением выпустить с хорошо натянутой тетивы, она способна пронзить тело человека, слона или лошади. 46. Лучшим лучником является тот, кто владеет стрелой, легкой как трава, луком, ярким и горячим, как огонь, и тетивой, драгоценной как жизнь.
Когда стрела летит по прямой, это — шучимукха.68
21
Стрельба по прочным объектам 47. Если лучник способен пронзить стрелой железо, кожу , кувшин и глиняные 69 шарики, его стрела считается сильнее грома. 48. Если лучник способен пронзить железный лист толщиной в половину ангулы , 70 он является сильным стрелком. 49. Лучник становится способен с легкостью пронзить тело огромного слона, если он может пробивать двадцать четыре куска кожи, сложенных вместе. 50. Лучник называется драдабедхи (сильный или непреклонный), если он способен пронзить кувшин, плавающий на воде, глиняный шар, вращающийся на гончарном колесе, и любой другой движущийся объект. 51. Наконечники для стрел какатунда и арамукха используются для стрельбы по железным и кожаным мишеням соответственно, а наконечники шусимукха — для стрельбы по глиняным шарикам и кувшинам. Стрельба по изображениям и подсчет очков 52. Лучник, способный пронзить дерево, получает призовое очко, а кто пронзает два деревянных шара, выигрывает поединок. 53—54. Лучник способен обезглавить врага стрелой с двумя лезвиями, слегка изгибая кулак. Но не следует стрелять по изогнутой траектории, если стрела находится близко к телу. Если лучник расщепляет стрелу врага своей собственной, он провозглашается как банакчеди (разрушитель стрелы). Стрельба по дереву 55. Лучник признается мастером в своем искусстве, если он способен пронзить вращающуюся раковину, привязанную конским волосом к кусочку дерева. 56. Необходимо взять кусок сухого дерева в форме коровьего хвоста. Тот, кто способен пронзить эту деревянную мишень на большом расстоянии с помощью стрелы кшурапра, называется кастхакчеди. 57. Человек известен как читрайодха, если он способен попасть в белую точку в форме цветка бандхука (пентапетес), нанесенного на мишень. 58—59. Если лучник способен с помощью одной стрелы гопукча пронзить два деревянный шара, одновременно подброшенных в воздух, или может попасть в них двумя отдельными стрелами, становится лучшим из лучников и пользуется уважением у всех царей.
Кожа носорога считается непробиваемой, поэтому из нее изготавливают броню для воинов.69 Ангула — толщина пальца70
22
Стрельба во время движения 60. Следует практиковаться в стрельбе во время езды на колеснице, верхом на слоне и на лошади, а также во время ходьбы. Также следует практиковать стрельбу во время бега. Техника 61. Если прицеливаемый объект находится в движении, и если он движется слева направо, в такую мишень следует стрелять, натягивая лук с левой руки. 62. Если мишень движется справа налево, тогда лучнику следует стрелять, натягивая лук методом алидха. 63. О, Гадхейя , сын царя! Сначала проверь силу ветра, что дует с севера и юга, 71 и лишь затем целься в мишень. 64. Если ветер дует с правой стороны или из-за спины лучника, это делает его выстрел успешным. Но он не может попасть в цель, если ветер дует слева или спереди. Прицеливание через звук 72 65. На расстоянии двух хаст от мишени следует поставить бронзовый сосуд, в который другому человеку необходимо бросать камни для создания звука. 66. Лучнику необходимо сконцентрироваться на источнике звука и стрелять в мишень, не глядя на нее. 67. Помощнику снова следует вызвать звучание путем бросания камней, и лучник снова выстреливает в мишень вслепую. 68. Когда лучник становится искусным в стрельбе по источнику звука, его необходимо поместить настолько далеко, насколько это возможно, и попытаться поразить цель. Таким образом можно менять дистанцию и каждый день увеличивать ее во время занятий. 69. Таким образом, если лучник продолжает практику, он становится мастером в стрельбе только по звуку. Но эта задача достаточно трудная, и лишь немногие способны ее осилить. Возвратная стрела 70. О, великий царь! Стрела кхага, выпущенная из налики против ветра, определенно возвращается к стреляющему.
Сын царя Гадхи, одного из могущественных правителей на севере Индии.71 Вальмики-Рамаяна.72
23
71. Лучнику следует продолжать тренировки, пока он не станет совершенным или искусным. Строго запрещено использовать лук и стрелы во время сезона дождей. 72. Лучнику следует практиковать стрельбу из лука два полных месяца в течение осени, чтобы он не забыл это искусство. 73. Во время наваратри, в месяц ашвин, на девятый лунный день, лучник должен служить богине Канди, Ишвари, наставнику, оружию и лошадям. 74. Затем лучнику следует предложить дары браминам, накормить незамужних женщин и затем принести в жертву животных в сопровождении музыкальных инструментов. 75. Для достижения полного успеха лучнику необходимо предаться тихим молитвам и строгим ритуалам через жертвоприношение огню. Он также должен регулярно выполнять чтение Агама-шастр и Вед, чтобы стать успешным. 73 76. Лучнику также необходимо сурово тренироваться со всеми видами оружия, представленных Брахмой, Нараяной, Шивой, Индрой, Варуна Агни и другими видами оружия, данных учителем. 77. Мудрец, который получил знания об оружии, должен обладать справедливым и чистым умом, а также он должен быть честным в словах и делах. Такое оружие уничтожает несведущего человека. 78. Совершенным лучником является тот, кто овладел навыками выпускать стрелы, так и навыками отражать или противодействовать встречным стрелам. Разумному человеку не следует применять оружие в каждой ситуации. Виды оружия 79—81. О, Вишвамитра! Внимательно запомни, что я говорю об оружии. Оно бывает нескольких видов: брахмастра (оружие, которым владеет Брахма), 74 брахмаданга , брахмашира , пашупатастра , вайавьястра , агнеястра , 75 76 77 78 79 нарасимхастра. Каждый должен детально знать науки об оружии — как пускать и как отражать стрелы.
Агама — тантра или работа, описывающая мистическое поклонение Шиве и Шакти. Согласно 73 С. Гопалану в его примечаниях к «Самраджья Лакшми Питхика», 1952, «Агамы — это самые плодотворные источники трактатов по всем видам искусств, наук, военного дела, химии, физиологии, алхимии». Брахмастра использовалась либо для убийства врага, либо для взятия его в плен живым.74 Брахманда применялась главным образом для массового уничтожения врага или для разрушения 75 брахмастры. Брахмашира — очень мощное оружие, которое ачарья Дрона передал Арджуне.76 Пашупатастра — оружие, полученное Арджуной от Господа Шивы. Использовалось для массового 77 уничтожения врага. Вайавьястра применялась, чтобы вызывать сильнейший и мощный шторм для уничтожения врага.78 Агнеястра использовались для вызова огня для убийства врага.79
24
82. О, сын Гадхи! Слушай внимательно о правилах применения всех видов оружия, описанных в Ведах.
Сначала я расскажу о брахмастре. Очищение оружия с помощью духовных гимнов 83—84. Перед применением брахмастры лучнику необходимо произнести сто тысяч миллионов раз шавитри мантру в обратном порядке и очистить стрелу до 80 того как она будет направлена на врага. Выполняя это он способен уничтожить молодого, старого, зародыш в утробе и любого из присутствующих на поле битвы.
85. Для применения брахмаданды воину следует произнести такие молитвы как пранавам (ом), прачодаят и затем дхимахи девашья бхарговаварениям савитур и затем добавить имя определенного врага. 1. Савитри: гаятри-мантра «Да прольется на нас высшая слава бога Савитара, И к нему обращены наши молитвы». 86—87. После произнесения хана хана хум пхат двести тысяч раз, он может запустить во врага оружие брахмаданда. Враг, даже если он равен Яме, будет обречен на гибель. Для противодействия этому оружию он должен прочитать те же самые молитвы в обратном порядке. 88—90. В случае с брахмаширой воину следует произнести пранавам (ом), затем дхийойанах прачодаят бхарго девашья дхимахи татсавитурварениям сатрунмеханаханети триста тысяч раз. И тогда он может его направить на любого — небесное божество, асура или человека. Для противодействия этому оружию необходимо прочитать эту же молитву в обратном порядке.
Пашупатастра 91. Тот, кто искусно владеет оружием пашупата, способен убить всех врагов. 92—93. Для применения оружия пашупат воину необходимо произнести пранава и затем двести тысяч раз Шлим пашум хум пхат амук шатрум хана хана хум пхат, и после этого он может направить оружие на врага. Для нейтрализации этого оружия необходимо прочитать молитву в обратном порядке. 94—95.
Для использования вайавьястры, которое также способно уничтожить врага, необходимо двести тысяч раз прочитать Ом вайавья йа вайавья ниоварья йа ва татха-амук шатрум хана хана хум пхат. Это оружие способно уничтожать даже небесных божеств. 96—97.
Для использования агниастры воину необходимо произнести двести тысяч раз Ом Агни стайтахрибидхум са Шивам ванасвавини са хагадашарупанах
Следует помнить о том, что в индуизме мантра обладает силой только при посвящении в нее, а также 80 правильном произношении нараспев и соединении с внутренней силой произносящего.
25
садавети татах крамат хадати тойати Рама татха масохи Сушедаведайа са вадет и затем произнести имя врага. После этого он может выпустить оружие в сторону врага. Необходимо произнести молитву в обратном порядке для нейтрализации этого оружия. 98. При совершении поклонения Нарасимхе с произнесением мантры Ом ваджранакха ваджрадамштрайюдхайа Махасимхайа хум пхат сто тысяч раз лучнику необходимо вставить стрелу, могущественную как лев, и выстрелить во врага. Таким образом, он будет способен уничтожить всех врагов. 99. Это, вкратце, о, великая душа Вишвамитра, о различных способах очищения и применения разных видов оружия. Ранее Господь Шива разъяснил подобное Парашураме. На этом заканчивается глава об оружии. Применение лекарств при стрельбе из лука 1. Если нанести пасту из корня пипалли (перец длинный), собранного в воскресенье во время Хаста накшатры (прохождение Луны через созвездие Хаста), даже трус 81 сможет победить великого воина. 2. Следует собирать корень растения апамарга в воскресенье на Пушья накшатру. 82 Если воин покрывает пастой этого корня все свое тело на время битвы, он может быть уверен в том, что стрелы врага не коснутся его. 3—4. Корни адхан пушпи , сакхапушпи , ладжжалу , гирикарника , кумудини , 83 84 85 86 87 сахадеви , мунджа , арка , апаражита приносят победу, если их повязать на 88 89 90 91 руке или нанести на тело.
Тринадцатый лунный астеризм, созвездие.81 Лекарственное растение соломоцвет шероховатый, Achyranthes Aspera.82 Pimpinella Anisum.83 Canscora Decussata.84 Mimosa.85 Разновидность Achyranthes с белыми цветами.86 Белая лилия.87 Centratherum anthelmaricum.88 Вид травы типа осоки.89 Calotrogis Gegantea.90 Clitoria Ternatea (синий).91
26
5. Человек, тело которого является местопребыванием Аштаматрикас , никогда 92 не будет бояться таких свирепых животных, как змей, тигров и т. д. 6. Даже самый сильный слон не способен приблизиться к воину, если он хранит порошок чукчундари , полученный в день Хаста накшатра. 93 7. Чтобы предотвратить нашествие конницы, необходимо на ее пути разбросать мясо льва, тигра и шакала. 8. Если воин наносит на тело смесь чукчундари и порошка из бенгальской айвы, этот запах способен полностью утихомирить даже сумасшедшего слона. 9. Корень светадрикарника (ползучее растение из вида клитории), даже просто находящийся в руке, предотвращает вторжение слонов, а корень белого кантарика препятствует приближению тигра. 94 10. Если хранить корень патны , собранный в день пушья накшатра, во рту воина, 95 он будет защищен от любого острого оружия. 11. Можно остановить приближающееся оружие врага, если поместить в рот корень дерева гандари , собранный в день Пушья накшатра. 96 Использование поста (упаваша) 12. Воин может успешно противодействовать любым вражеским орудиям, если он держит пост и помещает корень белого парапункха или джатаманси , собранных 97 в день Пушья накшатра, в руке, во рту или на голове. Также подобным образом он защищен от угрозы со стороны короля, вора или змеи. Боевые техники Воину следует выполнять йога-мудры, прежде чем приступить к битве. Он способен победить, если сначала выполняет сапра-мудру (рис. 19). 98 Медитация и тихая молитва Господу Рудре 99
Восемь богинь — Брахмани, Махешвари, Вайшнави, Йогешвари, Каумари, Индрани, Камунда, Варахи 92 (Вараха пурана, 27.32). Или растение, принадлежащее к семейству Leguminosae, или ондатра женского пола.93 Solanum Jacquini.94 Cyelea Peltata.95 Вид декоративного дерева.96 Индийский нард, Nardostachys Jatamansi.97 Тот, кто выполняет сарпа-мудру, легко встречает и устраняет препятствия (Рудриамала Уттаратантра, 1989, 98 с. 123). Мантры и аскезы предписаны воинам при использовании стрел и оружия во всех индуистских трактатах 99 по политике. Атхарва-веда — самая первая и величайшая сокровищница подобных боевых мантр и заклинаний.
27
14. Ом! Поклон Высшей, Всемогущей душе! Приветствия Одному, владеющему вселенной! Приветствия Одному, владеющему глазом на лбу! Рам хум пхат ! 100 101 Жертвую! После этого следует также медитировать и молиться богине Хаймавати (Дурге), перед тем на начать военные действия. Ом хрим шрим Хаймаватишвари хрим! Сваха! Ом хрим ваджра Йогиньяи сваха! Также следует медитировать на богиню 102 Рудрани (Дургу), восседающую на льве. 15. Враг становится сильнее в апурна швара , а пурна швара помогает воину 103 завоевать вселенную. 16. Тот, у кого сзади или с правой стороны находится созвездие с Раху, будет способен победить сотни тысяч врагов. О, Вишвамитра! Также если солнце располагается сзади или справа, или луна находится спереди или слева, а также если ветер дует сзади или справа воина, тогда он будет способен сразу же уничтожить врага. 17. Следует принимать во внимание сторону , через которую течет дыхание. Если 104 человек видит главное божество во время этого определенного дыхания, тогда он будет удачлив во всех сферах. 18. Воин определенно способен победить такого могущественного противника как Господь Индра, если он ведет битву по направлению ветра. 19. Если солнце остается на восточной или северной стороне, или луна — на западе или юге от воина, тогда генерал может посылать своих солдат на поле битвы. 20. Сторона, по которой течет дыхание, имеет большое значение. Натягивание тетивы до уха с этой определенной стороны помогает воину победить даже Господа Индру. 21. Воин, способный полностью защититься от вражеских стрел, не будет убит даже самой сильной армией. 22. Звук, создаваемый большим и указательным пальцами или большим пальцем ноги, помогает воину победить сотни тысяч солдат на поле битвы.
Хум — используется для вызывания смерти и разрыва дружеских связей между двумя людьми.100 Пхат — используется для устранения врага (Агнипурана, 125.46—50).101 Также божество в буддизме.102 Термины апурна и пурна швара неоднозначны. Этот стих может означать, что человек, хорошо знающий 103 Швара-шастру является пурна шварой, а апурна может означать человека, не знакомого со Швара-шастрой. Дыхание, проходящее через левую ноздрю, называется ида, и его божеством является Луна (лунное 104 дыхание). Дыхание, проходящее через правую ноздрю, называется пингала, и его божеством является солнце (солнечное дыхание). / Нарапатиджайя Кариашвародайа, Шри Нарапатикави, 1971, с. 55 (шлока 6—11).
28
23. Воин может защищать различные части тела, а именно живот, ноги, бедра, руки и голову с помощью пяти таттв — земли , воды , огня , эфира 105 106 107 108 109 и воздуха соотвественно. 110 [Воину следует знать и практиковать различные таттвы, для того чтобы выиграть битву]. 24—25. Воин способен победить, если находится напротив восточной или северной части солнца. Мудрый побеждает лицом к южной и западной части луны. Битва может продлиться долго, если луна находится в соответствующем положении. Если солнце располагается благоприятно, тогда в битве будет перерыв. Луна помогает выиграть дальнюю битву, а солнце помогает победить в битве, происходящей рядом. 26. Перед тем как забираться на свое средство передвижения, воину следует медленно совершить вдох и сделать небольшую задержку (кумбхака). Перед тем, как сойти с него, необходимо медленно выдохнуть (речака). Этот способ приносит успех в любом деле. 27. Тот, кто придерживается правил Швара-шастры и совершает суньяшвару , 111 112 будет способен преодолевать врагов, воров, оружие, физические недуги, а также негативные периоды. 28. В период положения солнца в уттарайана (когда солнце находится на севере), путем сдерживания дыхания в левой ноздре, можно выпускать стрелы и победить врага. Даже Господь Кришна не может чинить препятствия в это время. 29. Во время вставки стрелы, натягивания тетивы и спуска стрел на врага воину необходимо придерживаться правил Свародайи . Только тогда он может одержать 113 победу над врагом.
Первоначальные элементы.105 Когда дыхание проходит через среднюю часть левой или правой ноздри, оно называется бхутаттва 106 (земля). Если дыхание протекает через ноздри, касаясь губ, тогда это джалататтва (вода).107 Когда дыхание проходит через ноздри и касается верхней части носа, это агнитаттва (огонь).108 Когда дыхание проходит через правую или левую ноздрю по наклонной, это называется вайютаттва 109 (эфир). Дыхание, проходящее через определенную ноздрю, ограничивает поток воздуха по другой ноздре. 110 Подобное дыхание, протекающее через это соединение сторон, является акашататтвой (воздух). Паванавиджайа, Швародайа и т. д. являются трактатами Шварашастры. Паванавиджайа содержит 494 111 шлоки, которые описывают боевые техники, совершаемые с помощью вдоха и выдоха воздуха через правую и левую ноздрю, гипноз, преодоление болезней. Значение термина суньяшвара неясно. Но Навапатиджайа Карьясвародайа, трактат о военных стратегиях, 112 упоминает его несколько раз в шлоках Нос. 21—25, 36—39, 40—44 и, возможно, он означает промежуток времени, в которых происходит выдох. Диалог между Шивой и Парвати о дыхании и пяти элементах.113
29
30. Когда дыхание течет через левую сторону, тогда положение луны должно быть либо слева, либо спереди воина. Аналогично солнце должно располагаться либо справа, либо сзади. 31. В сложных случаях и делах необходимо направлять дыхание в противоположном направлении, а в обычных ситуациях человек может достичь успеха, используя переменное дыхание. 32. Человек становится сильным, когда знаком с принципами таттв. Если он следует правилам Свародайи, он приобретает навыки в любом деле. 33. Глупый, безнравственный, жестокий и т. п. человек, который не проявляет уважения к учителю и противоречит ему, не должен получать подобные уроки. В то время как добродетельный, внимательный к предмету, поощряющий честность и наказывающий зло имеет право на получение знаний в таких боевых техниках. Боевые техники с использованием астрологии (Энергия Йогини в соединении с Раху). 114 33 (1). Существуют соединения звезд с планетой Раху на восточной стороне первой половины первой прахары первого лунного дня месяца или девятого дня после 115 новолуния и полнолуния. 33 (2). Созвездие под названием Шива в соединении с Раху существует на западной стороне первой половины пятой прахары на второй и десятый дни после новолуния и полнолуния. 33 (3) В первой половине третьей прахары на третий и одиннадцатый дни после новолуния и полнолуния на южной стороне находится созвездие Парвати вместе с планетой Раху. 33 (4). В первой половине седьмой прахары на четвертый и двенадцатый дни после новолуния и полнолуния на северной стороне располагается созвездие под названием Нагаджа в соединении с планетой Раху. 33 (5). Скопление звезд под названием Гаури в соединении с планетой Раху возникает на юго-западе в первой половине восьмой прахары на пятый и тринадцатый дни после новолуния и полнолуния. 33 (6). Скопление звезд под названием Катьяйани в соединении с планетой Раху присутствует в северо-западной четверти первой половины второй прахары на шестой и четырнадцатые дни после новолуния и полнолуния.
Созвездие. Роль йогинь в военном деле упоминается в Нарапатиджайакарья Швародайа Шри 114 Нарапатикари, 1971, с. 333—334. Промежуток времени, равный трем часам.115
30
33 (7). В первой половине четвертой прахары на седьмой день после новолуния и полнолуния или на полную луну, существует соединение созвездия с планетой Раху на северо-западе. 34 (8—9). В первой половине шестой прахары на восьмой день после новолуния и полнолуния или на новую луну в юго-восточной четверти во второй прахаре существует соединение звезд Рудрани в сочетании с Саймихикейя (Раху). Оно —
для Рахуйюкта йогини. Вьюха: размещение армии на поле битвы 35. На поле битвы царю следует держать только верных, преданных и убежденных феодальных принцев. 36. Только воины, любящие друг друга, способные управлять луком сарнга, а также конница, искусная в военной стратегии, способны выиграть битву. 37. Огромная и организованная армия проигрывает битву и находится в страхе, если ей управляет трус. Начальник, независимо от того, насколько он храбр и опытен, не может выиграть битву с помощью находящейся в страхе армии. 38. Поэтому царю не следует назначать такого труса над армией. Воин, погибающий на поле битвы, и аскет, ставший йога-юктах , пересекают сурьямандалу и 116 достигают небес. 39-40. Воин, испустивший последний вдох на поле битвы в окружении врагов, не произнесший глупых или трусливых слов на смертном одре, однозначно достигает небес. 41. Не следует убивать врага, потерявшего сознание, изувеченного, потерявшего оружие или впавшего в страх, а также пришедшего в поисках убежища. 42. Сильному и храброму воину не следует преследовать и убивать убегающего врага, пораженного страхом. Если враг пойман во время преследования, его необходимо допросить. Соответственно, следует либо представить ему убежище, либо вызвать на бой. 43-44. Царю следует выстроить на поле битвы боевой порядок, использую четыре типа армий . Самые сильные воины должны находиться впереди. Если дует ветер, 117 или солнце светит сзади, если звучит гром, или птица типа ворона пролетает позади короля, то он однозначно победит. 45. Воину необходимо воевать с великим терпением и убивать врага. Во время битвы ему следует думать о том, что если он победит, он станет богатым человеком. В случае смерти он достигнет небес прославится своими подвигами.
Йога-юктах — тот, кто посвятил себя духовному служению.116 Пехота, кавалерия, войска на слонах и колесницах.117
31
46. Величайшей целью кшатрия является бой в битве или смерть. Самым 118 неблагоприятным для него является смерть от болезни или физического недомогания. Построение боевого порядка 47. Каждый солдат, помещенный в центре с именем, начинающимся с йювашвара , 119 выходит вперед и сражается. Царю следует держать две армии по бокам и одну — сзади. Еще одна армия должна оставаться вдали и перемещаться в ту или другую сторону (главным образом, для страховки). 48 (20—26). Главнокомандующий должен знать различные виды размещения боевого порядка, вьюхас. Существуют следующие типы построения: данда (посох), шаката (форма повозки), вараха (кабан), матсья (рыба), макара (мифологическое водное животное), падма (лотус), сучимукта (игла) гаруда (форма птицы) и змея. Таким образом он будет способен выстроить армию в любом месте и направлении. Боевой порядок «посох» 49. Если армия находится в окружении врага, необходимо использовать боевое построение данда вьюха . 120 Боевой порядок «повозка» для отражения опасности сзади 50. Если существует вероятность нападения с тыла, необходимо выстроить армию в форме шакаты , или повозки (рис. 23). Если опасность находится с флангов, 121 тогда рекомендуется использовать боевой порядок вараха (рис. 24) или гаруда 122 123 (рис. 25). Также рекомендуется использовать боевые порядки вараха и гаруда, если опасность находится одновременно с левой и правой стороны. Боевой порядок «муравей» при фронтальной атаке
Кшатрий — сословие воинов.118 Согласно Свароведе-шастрам, определенные согласные в сочетании с гласными звуками образуют 119 йювашвары. Человек, чье имя начинается с йювашвары, играет значимую роль в победе в сражении — Нарапатиджаюкарьяшвародайа, Шри Нарапатикави, 1971, с. 33. Боевой порядок данда, или посох, означает, что главнокомандующий армии находится спереди, а 120 начальник армии — сзади. Король находится в середине, окруженный слонами с обеих сторон. По бокам от слонов находится конница, и затем, по краям от кавалерии, располагается пехота. Шаката, или повозка представляет собой боевое построение, когда передние ряды армии меньше, чем 121 задние, создавая форму телеги. Боевой порядок вараха означает, что основная часть армии располагается в центре построения, и 122 небольшие силы — спереди и сзади. Гаруда, или птица, — это боевое построение, очень схожее с варахой. Единственным отличием является 123 более массовое количество армии в центре построения.
32
51. Боевое построение пипилика вьюха, или муравей, необходимо использовать при атаке спереди (рис. 27). В битве должна принимать учатие лишь небольшая часть армии, а основные силы должны перемещаться туда, где возникает опасность. Кавалерия участвует на равнинной части поля битвы. При сражении в воде возможно передвижение на слонах, лодках и тумби . Пехота может сражаться с помощью оружия, лука 124 и стрел, прячась за деревья или забираясь на них. На открытой поверхности армия может сражаться с помощью щитов, мечей и копий. Воины, искусные в военном деле, должны находиться в носовой части построения, а остальные — располагаться за ними. Тренировка армии 52-53. Царю необходимо изучать грамматику языка. Он должен знать наизусть повелительное наклонение глаголов и учиться использовать корень глагола в качестве приказа. «Вишвамитра! Это является необходимым для изучения военной стратегии, и тот человек становится успешным, который знаком с использованием склонений. Используя их правильным способом, царь способен управлять королевскими слугами. Пехота 54-55 (рис. 28) Пехота, или пешие солдаты, должны быть одного роста. Все они должны быть натренированы в прыжках и беге, а также отступлении назад (паскадгаманам), неподвижном стоянии (штхирикаранам), лежании (шайанам), быстром беге (дхаванам), быстром нападении на вражескую армию и движении в различных направлениях согласно сигналам. 56-57. Воины, в натальной карте которых находятся неблагоприятные планеты в шести позициях , должны сражаться. Остальные не смогут добиться успеха. Ва, 125 бха, дха, да, чха, ка в соединении с гласными и согласными образуют йювашвары. Люди, чьи имена начинаются с этих слогов, способны выиграть битву и должны находиться в передней части армии. Например, такие имена как Вивашван, Бхарата, Дхандхуман, Диттха, Гхатрапати, Кукши и т. д. Цвет одежды фронтального войска армии должен быть желтым. Размещая на поле битвы желтые знамена, а также йюпу желтого цвета с квадратным символом, 126 добиваешься победы.
Тумби — это лодка, изготовленная из полой кожуры тыквы.124 Согласно Нарапатиджайачарья (с. 71), планеты бывают двух видов — неблагоприятные, или плохие, 125 такие как Сатурн, Марс, Раху, Кету и благоприятные, такие как Меркурий, Венера, Юпитер. Йюпа — это деревянная рамка, которая фиксирует шею жертвы во время жертвоприношения.126
33
58. О, Вишвамитра! Царь, желающий победить в сражении, должен разделить армию на пять групп — белую, кроваво-красную, зеленую, черную и любую другую. 59. Слушай, о, Вишвамитра! Так соответственно представлены Господь Брахма, Вишну, Рудра, Чандра и Сурья в качестве главнокомандующих пяти группами армии. 60. Брахма получает силу от Рудры, Вишну побеждает благодаря влиянию Чандры, Шива обретает победу силами Сурьи, а Чандра выигрывает битву через силы Брахмы. Сурья находится под влиянием Вишну и несомненно выигрывает битву. 61. Царю следует знать, что Брахма (а) , Вишну (i), Рудра (u), Чандра (e), 127 Сурья (o) являются мастерами военной стратегии. 62. Если армии начинают сражение, получая силы ранее указанными способами, они способны мгновенно уничтожить любого врага. Это наставление от Господа Рудры. Тренировка лошадей 63. Если лошадь обучена следующим движениям : круговое, квадратное, 128 полумесяц, коровья моча и змея или зигзаг, то во время битвы ей будет легко маневрировать (рис. 29—33). Тренировка слонов Боевая тренировка слонов состоит из подъема в горы, движению по воде, бега, 129 прыжков, вставания, сидения и т. д. Слон должен быть избавлен от страха прохождения через огненные круги (рис. 34). Колесницы Необходимо также тренировать лошадей езде в колесницах. Выбор главнокомандующего Слушай, о, мудрец Вишвамитра! Главнокомандующий должен быть физически подготовленным, обученным и могучим кшатрием. Ему следует одинаково относиться ко всем своим подчиненным. Он должен доказать свои познания в боевом построении армии, а также выбирать для пехоты наиболее подходящую работу.
Согласно Агнипуране (гл. 124, 5-6), пять букв a, i, u, e, o находятся во всех мантрах в их начале или конце 127 и образуют мантры, которые читают Брахме, Вишну, Рудре, Чандра и Сурье. В Каутилье Артхашастре (т. 2, гл. 30) дается детальное описание различных движений, используемых при 128 тренировке лошадей. Гл. XXXII Каутилья Артхашастры описывает тренировку слонов.129
34
Тренировки и обучение В начале были описаны методы обучения и преподавания. Главнокомандующий должен обладать знанием законов грамматики, кшатракоши , семи и восьми глав 130 Манисамхиты, Митакшары (критические примечания и применение), 131 Джайарнавы, Вишнуйамалы, Виджайакхьи , Шварашастры и др. Закончив 132 изучение этих трактатов, он может приступить к обучению тайных наук стрельбы из лука. Кого разрешается и не разрешается убивать 64. Спящего, пьяного, без одежды или оружия, женщин, несовершеннолетних, беспомощного, покинувшего поле битвы в страхе не следует убивать. 65. Героический воин, встретивший смерть на поле битвы ради религии несомненно получает вечное спасение. Одно это действие равносильно таким духовным обрядам, как аскезы и паломничество. 66. Тот, кто жертвует своей жизнью ради спасения брамина, коров, женщин или несовершеннолетних, несомненно получает вечное спасение или благословение. Здесь заканчивается Ваисиштха Дханур-веда самхита.
Словарь боевых техник.130 Митакшара была написана в течение 1070—1100 Вигьянешварой. Она считается одним из самых 131 авторитетных толкований индуистских законов преемственности, преобладающем на территории всей Индии. Она содержит комментарии к Йаджнавалкья-смрити. Тантрический текст.